Цели проекта
Проект «Улучшение преподавания для качественного обучения» (BTQLP) запущен в целях содействия достижению Целей устойчивого развития № 4 и № 17 в Центральной Азии и, в частности, фокусируется на задачах 4.1, 4c, 17.16, 17.17, 17.18, 17.19. Кроме того, проект направлен на наращивание экспертного потенциала и передачу современных технологий в области оценки качества образования развивающимся странам.
Обзор проекта
Проект был запущен чтобы помочь странам Центральной Азии улучшить преподавание в начальных школах, поскольку страны этого региона часто сталкиваются с нехваткой квалифицированного школьного персонала. Проект включает в себя проведение исследования для оценки различных педагогических практик, их анализа и определение тех, которые приводят к наилучшим результатам обучения. Затем планируется распространение этих практик в аналогичных учебных средах посредством краткосрочных курсов для учителей, создания и распространения различных информационных материалов.
Проект был разработан участниками тематической группы «Методы обучения», в которую входят преподаватели из Армении, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана (всего 12 человек). Вместе они работают над сбором информации о том, что важнее всего в преподавании и как необходимо его улучшать для достижения наилучших возможных результатов обучения. Проект также предусматривает активное взаимодействие и сотрудничество с организациями в странах, которые помогают в сборе данных (школы, местные органы образования, средства массовой информации), а также структурами и учреждениями, ответственными за дополнительную профессиональную подготовку учителей.
Методология проекта включает оценку практики преподавания в школах с наиболее высокими образовательными результатами (данные из школ получены в результате национальных или международных сравнительных исследований в области образования), изучение и анализ практик преподавания в этих школах, их обобщение, описание и дальнейшее распространение среди учителей посредством курсов и тренингов для повышения квалификации. Для оценки педагогической практики учителей было разработано несколько инструментов: «Инструмент для диагностики педагогических практик» и «Педагогическое образование в когнитивных нерегулярных областях математики». С их помощью группа исследователей проводит оценку преподавания в определенных школах. Результаты этих исследований затем обрабатываются, и на выходе формируется набор педагогических практик, продемонстрировавших наивысшую эффективность.
Результаты и распространение методологии
Передача образовательных технологий от стран, которые демонстрируют более высокий уровень обучения, является фундаментальной основой проекта. Удовлетворение потребности в получении новых методов обучения является важной задачей для развивающихся стран и стран с низким уровнем доходов в их попытках найти лучшую стратегию развития образования. Для стран, которые имеют ограниченные возможности для обучения и переподготовки учителей, а также финансированию образования, подход, при котором происходит передача отработанной технологии, доказавшей высокую результативность, является достаточно эффективным и низкозатратным. Трансфер технологий в другие страны всегда являлся непростой задачей. В случае данного проекта подобная интервенция базируется прежде всего на длительной истории сотрудничества между странами-участницами проекта, крепких партнерских связях и культурной и экономической общности.